Аренда квартир проводки

Учет жилых квартир предприятия

Под понятие служебных квартир попадают только те жилые помещения, которые существуют в собственности государственных либо муниципальных учреждений. А квартиры, находящиеся в собственности частного юридического лица, таковыми не являются. Сотрудникам могут предоставлять как жилье, имеющееся в собственности организаций, так и арендованное. К тому же используют и для временного проживания сотрудников и их семей, для размещения командированных работников, делегаций.

За предприятиями могут быть закреплены помещения жилого фонда на правах хозяйственного ведения или находиться в оперативном управлении. Жилищный кодекс определяет такие квартиры, как предназначенные для проживания лиц, которые состоят в трудовых отношениях с собственником. Проживание в служебной квартире возможно после обязательного оформления приказа и заключения соответствующего договора найма.

В нем оговаривают обязанности и права двух сторон. Отдельно выделяют пункт о возврате такого помещения после окончания трудовых отношений работника.

Предприятия и организации могут приобретать жилые фонды, квартиры для собственных, непроизводственных нужд. Жилье, приобретенное до 01.01.2001 года, вели по счету нематериальных активов 04.

Но после того, как вступило в силу положение об учете нематериальных активов, где дано четкое определение, что объекты не должны иметь физическую, материально-вещественную структуру, учет квартир ведут на счетах основных средств. По сути, такой метод имеет спорный характер, так как основные средства ─ квартиры не используются в производственной деятельности предприятия, направленной на получение прибыли. По жилым квартирам, находящимся на балансе, амортизация не начисляется, а списывают раз в году по нормам, отражая по забалансовому счету 010 как износ по основным фондам.

На издержки такие суммы не относят.

  1. Дт 76, Кт 51 – стоимость государственной регистрации за сделку по покупке квартиры;
  2. Дт 19, Кт 60 – выделен НДС из стоимости приобретенного объекта, согласно счету поставщика;
  3. Дт 01, Кт 08 – постановка квартиры на баланс предприятия.
  4. Дт 60, Кт 51 – произведена оплата за приобретенную квартиру;
  5. Дт 08, Кт 60 либо 76 – отражение издержек, связанных с приобретением квартиры;

Иногда в квартирах, принадлежащих предприятию, проживают командированные лица или делегации партнеров. В этом случае возможно говорить об использовании таких основных средств для производственных нужд предприятия.

Хотя проживание носит временный характер, расходы по содержанию квартир за этот период могут уменьшить налогооблагаемую прибыль. Также возможно начисление амортизации за счет расходов в этот отрезок времени.

Использовать такой вариант нужно с осторожностью, потому как велика вероятность, что придется доказывать косвенное извлечение дохода на время командировок от таких квартир в суде. Для проживания своих сотрудников предприятие может арендовать квартиры или возмещать арендную плату тем, кто самостоятельно снял жилье. В зависимости от того, кто конкретно заключил договор с арендодателем, сотрудник или предприятие, будет зависеть учет арендной платы для расчета налогов.

Для отражения в бухучете не имеет значения, у кого арендуется квартира, у предприятия или у физического лица. При оплате арендной платы физическому лицу предприятие удерживает и перечисляет НДФЛ.

Арендодатели составляют декларацию по своим доходам за год.

Бухгалтерская помощь физическим лицам для составления отчета необходима, если сделки такого рода производятся часто. Иногда, прежде чем снять квартиру, возникают дополнительные расходы, например, по оплате за услуги жилищных агентств по поиску и подбору такого жилья.

Эти расходы являются внерелизационными и оформляются записями:

  1. Дт 76, Кт 51 – плата агентству за оказанные услуги.
  2. Дт 91.2, Кт 76 – предоставлены услуги агентством;

Когда сотрудник самостоятельно занимался поиском и съемом жилья, при этом у него возникли расходы, оформляют такие записи: Перейдем непосредственно к арендной плате. Если договор заключен от имени организации, такая оплата является внерелизационным расходом, который ведут по счету 91, к нему можно открыть дополнительный аналитический счет по аренде квартир сотрудников:

  1. Дт 76, Кт 50 – произведена оплата аренды.
  2. Дт 91.2, Кт 76 – начисление расходов по арендной плате за период;

Если оплату нужно вносить наперед или делать предоплату за несколько месяцев, то отнести на текущие внереализационные расходы такие суммы нельзя, их следует показывать по счету 60 «Авансы выданные» и относить на расходы по сроку.

  1. Дт 73, Кт 50 – выдана компенсация через кассу.
  2. Дт 91.2, Кт 73 – начислена компенсация сотруднику за оплаченную аренду квартиры;

Расходы за съем квартиры для сотрудника уменьшают прибыль только в том случае, если это оговорено в трудовом договоре. Но нужно будет оплатить ЕСН и пенсионные взносы.

Поэтому предприятие самостоятельно определяет, что выгоднее в таком случае. Если сотрудник самостоятельно арендует жилье, предприятие, в сущности, компенсирует его расходы, не оказывая услуг, поэтому НДС в таком случае не начисляется.

Но когда предприятие снимает жилье и предоставляет его в пользование своему работнику, не является ли это облагаемой НДС услугой? Акты приема-передачи жилья, как правило, не составляются, поэтому предприятие услуг по найму работнику не оказывает, и начисление НДС не производит.

Чтобы отнести на расходы оплату, которую произвел сотрудник во время командировки за аренду квартиры, коммунальные услуги, следует выполнить ряд условий. Все документы по командировке должны быть в наличии и правильно оформлены: командировочное удостоверение с отметками, проездные документы, договора аренды жилья, документы, удостоверяющие оплату. Расходы по аренде жилья можно отнести на налогооблагаемые, но только пропорционально фактическому времени использования квартиры.

Такие издержки отражают по счетам расходов, относящихся к основным видам деятельности предприятия. Например, по дебету 20 счета «Основное производство» либо 26 «Расходы общехозяйственного назначения».

  1. Дт 20 или 26 и т.п. Кт 76 ─ списание арендной платы за счет расходов предприятия;
  2. Дт 76, Кт 51 ─ плата за аренду жилья арендодателю за вычетом НДФЛ.
  3. Дт 76, Кт 68 ─ удержание НДФЛ по сумме аренды с арендодателя физического лица;

Экономическая обоснованность поселения командированного сотрудника в арендованное жилье очевидна, если такая стоимость ниже цены за гостиничный номер.

Comments are closed.