Договор хранения поклажедатель не забирает имущество договор продолжает действовать

Накладные получили, а товара нет: есть ли выход из ситуации?

Накладные получили, а товара нет: есть ли выход из ситуации? Наше бюджетное учреждение закупает различные материальные ценности (канцтовары, горюче-смазочные материалы, памперсы, посуду, одежду и т. п.). Согласно условиям договоров купли-продажи учреждение получает материальные ценности, а затем перечисляет за них средства. Но поставщики предоставляют нам лишь первичные документы — накладные на материальные ценности, тогда как сами ценности мы получаем от поставщиков только после осуществления оплаты за них.

Как учреждению действовать в таких ситуациях? Ведь после получения накладных материальные ценности нужно оприходовать, но фактически в этот момент учреждение их не получает. Ситуация, приведенная в вопросе, знакома большинству бюджетных учреждений.

Причины возникновения таких обстоятельств также всем хорошо известны. Разумеется, прежде всего, это результат хронической нехватки бюджетных средств.

Но в этом материале давайте поговорим не об этом.

А лучше выясним, есть ли у бюджетных учреждений возможность предупредить возникновение таких сложных ситуаций, и вместе найдем пути их решения.

Судя по вопросу, между бюджетным учреждением и поставщиками заключены договоры купли-продажи товаров на таких условиях: распорядитель бюджетных средств получает товары от поставщика, а затем перечисляет за них оплату. На основании таких условий договора учреждению нужно было действовать следующим образом: 1) при получении материальных ценностей оприходовать их.

Такие операции выполняют на основании первичных документов, фиксирующих факты осуществления хозяйственных операций. При оприходовании запасов оформляют накладные (требования) по типовой форме № З-3, утвержденной приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130. По этому поводу напомним, что первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания.

Такое требование к оформлению первичных документов предусмотрено ст. 9 Закона Украины

«О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»

от 16.07.99 г.

№ 996-XIV . Мы не случайно обращаем внимание на этот момент.

Дело в том, что право собственности у покупателя по договору возникает с момента передачи материальных ценностей (если иное не установлено договором или законом).

Это правило приобретения права собственности на имущество определено ст. 334 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г.

№ 435-IV (далее — ГКУ ); 2) перечислить средства поставщику за полученные материальные ценности в срок, определенный в договоре.

К сожалению, такого порядка выполнения условий договора не всегда придерживается каждая из сторон договора. Именно о нарушении со стороны поставщика свидетельствует письмо нашего читателя. Вероятно, в такой ситуации поставщики хотят иметь какие-либо гарантии того, что товар действительно будет оплачен.

Поэтому именно из этих соображений они намеренно не передают его учреждению. С одной стороны, их можно понять, но с другой — ваше учреждение слишком рискует, соглашаясь на такие условия поставщиков.

Ведь если есть накладные, а товара фактически нет, то у учреждения могут быть большие неприятности. Например, как подтвердить фактическое наличие материальных ценностей при проведении инвентаризации или в случае осуществления проверки контролирующими органами?

Понятно, что сидеть «сложа руки» и ожидать, пока поставщики согласятся на те условия, которые были бы наиболее благоприятны для бюджетных учреждений, — это не выход из такой ситуации. Поэтому предлагаем вместе поразмышлять, можно ли вообще предотвратить возникновение таких ситуаций и есть ли какие-либо компромиссные решения.

Далее давайте выясним, возможно ли заключить договор купли-продажи на условиях предварительной оплаты. В случае если такая возможность отсутствует, имеет смысл заключить договор на условиях, которые позволяли бы хранить определенное время материальные ценности непосредственно у поставщика таких ценностей, но принадлежать они будут учреждению. Что это может быть за договор?

Рассмотрим подробно каждый из вариантов.

Предварительная оплата за товары: когда есть право Напомним, что расчеты бюджетных учреждений с юридическими и физическими лицами за товары, работы и услуги распорядители бюджетных средств осуществляют лишь после их получения . если иное не предусмотрено бюджетным законодательством, в частности нормативно-правовыми актами Кабмина.

Рекомендуем прочесть:  Выселить из расселенного дома

Такая норма предусмотрена в ст.

49 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI . Так, постановлением КМУ

«Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства»

от 09.10.2006 г.

№ 1404 (далее — постановление № 1404 ) определен конкретный перечень товаров, работ и услуг, за которые может быть произведена предварительная оплата, и сроки авансирования . Далее выясним, могут ли бюджетные учреждения за такие материальные ценности, как канцтовары, горюче-смазочные материалы, памперсы, посуда, одежда, осуществлять предварительную оплату. В соответствии с указанным постановлением распорядители бюджетных средств могут предусматривать в договорах на закупку предварительную оплату за: — лекарственные средства и изделия медицинского назначения — на срок не более 3 месяцев ; — другие товары стоимостью не выше 100 тыс.

грн. — на срок не более 1 месяца .

Таким образом, бюджетное учреждение имеет право осуществить предварительную оплату за товары, попавшие в эти группы, с учетом указанных сроков расчетов. Также это должно быть предусмотрено условиями договора купли-продажи и учреждению необходимо иметь на руках соответствующее решение (разрешение) главного распорядителя бюджетных средств на осуществление предварительной оплаты.

То есть при таких условиях учреждение сначала перечисляет предварительную оплату за материальные ценности, а затем их получает (оприходует).

Как видим, такая возможность имеется лишь в отношении некоторых товаров, работ и услуг.

В случае если такие материальные ценности не упоминаются в постановлении № 1404 .

учреждение не имеет права предусмотреть в договоре условия о предварительной оплате за товары.

Договор хранения: что за фрукт и с чем его едят Как мы уже отмечали, право собственности на товар переходит к покупателю с момента передачи материальных ценностей. Вместе с тем есть и некоторые исключения из этого правила. Например, в рассматриваемой ситуации учреждение хотя и получает первичные документы на материальные ценности, но фактически материальные ценности продолжают находиться на складе поставщика.

По нашему мнению, решить такую проблему можно путем заключения договора ответственного хранения с поставщиком материальных ценностей.

Под ответственным хранением понимается осуществляемая плательщиком налогов операция, предусматривающая передачу согласно договорам хранения материальных ценностей на хранение другому физическому или юридическому лицу без права использования в хозяйственном обороте такого лица с последующим возвратом таких материальных ценностей плательщику налогов без изменения их качественных или количественных характеристик.

Определение данного термина приведено в Налоговом кодексе Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI ( п.п. 14.1.32 ). Отношения сторон по договору хранения урегулированы гл.

66 «Хранение» ГКУ . Согласно ч.

1 ст. 936 этого Кодекса по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь . переданную ей второй стороной (поклажедателем), и возвратить ее поклажедателю в сохранности. Договор хранения заключают в письменной форме в случаях, установленных ст.

208 ГКУ, а именно между: — физическим и юридическим лицами; — физическими лицами на сумму, которая превышает в 20 и более раз размер необлагаемого минимума доходов граждан (более 340 грн.). Договор хранения, по которому хранитель обязуется принять вещь на хранение в будущем, должен быть заключен в письменной форме независимо от стоимости вещи.

Согласно ч. 1 ст. 937 ГКУ письменная форма договора считается соблюденной .

если принятие вещи на хранение удостоверено распиской, квитанцией или другим документом, подписанным хранителем. При заключении такого договора возникает вопрос: на какой срок учреждение может заключить с поставщиком договор хранения? Ответ можно найти в ст. 938 ГКУ .

Хранитель обязан хранить вещь в течение срока, установленного в договоре хранения. После окончания срока договора поклажедатель обязан забрать вещь с хранения. Учитывая это, вопросы установления срока хранения сторонам разрешено решать самостоятельно.

Однако конкретный период времени хранения все же стоит указать в договоре.

Рекомендуем прочесть:  Оказание услуг физическим лицом

Если же этого не сделали, имейте в виду: окончание срока хранения в любом случае не освобождает хранителя от обязанности хранить вещь и в дальнейшем, поскольку хранитель должен вернуть поклажедателю вещь, переданную на хранение, или соответствующее количество вещей такого же рода и такого же качества. Это указано в ст. 949 ГКУ . Может произойти и так, что стороны вообще не определили срок хранения в договоре (или он не может быть определен исходя из его условий). В этом случае хранитель обязан хранить вещь до предъявления поклажедателем требования о ее возврате .

Если срок хранения вещи определен моментом предъявления поклажедателем требования о ее возврате, хранитель имеет право по окончании обычного для этих обстоятельств срока хранения требовать от поклажедателя в разумный срок забрать эту вещь. Решив заключить договор хранения, будьте готовы к тому, что хранитель, как правило, потребует от учреждения плату за услуги хранения. Каков ее размер? ГКУ разрешает сторонам решить этот вопрос самостоятельно.

Так, размер и сроки такой платы определяют в договоре. Если после окончания срока хранения поклажедатель не забирает вещь, он обязан внести плату за все фактическое время ее хранения.

Учредительными документами хранителя или договором может быть предусмотрено бесплатное хранение вещи ( ст. 946 ГКУ ). При этом если вещи передаются хранителю на условиях бесплатного хранения, то поклажедатель должен возместить ему понесенные расходы на хранение вещи .

если иное не установлено договором или законом.

Таким образом, тем бюджетным учреждениям, которые решат заключить со своими поставщиками договор хранения, советуем тщательно оговорить каждый из пунктов такого договора, а особенно пункты, касающиеся срока действия договора хранения и возврата имущества. О некоторых особенностях заключения такого договора речь шла на страницах газеты «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 25, с. 17 . Обратите внимание: кроме договора хранения, факт передачи материальных ценностей на хранение и их возврата необходимо оформить соответствующими документами.

Что это за документы? Во-первых, документами, подтверждающими передачу материальных ценностей на хранение, являются накладные или акты приема-передачи материальных ценностей. Такие документы оформляются в двух экземплярах и подписываются хранителем и поклажедателем (бюджетной организацией).

Указанные документы оформляются в соответствии с типовыми формами, утвержденными приказом Госказначейства от 18.12.2000 г.

№ 130. Во-вторых, при передаче ценностей, право собственности на которые в результате такой передачи не переходит (в том числе и на ответственное хранение) . также необходимо оформлять доверенность от получателей.

На этот момент обращал внимание Минфин в письме от 30.07.2003 г.

№ 04220-92. Поэтому при передаче ценностей на склад хранителя поклажедатель оформляет накладную на отпуск ТМЦ (или акт приема-передачи) в обмен на доверенность от хранителя.

Также отметим, что возврат ценностей с ответственного хранения осуществляют при условии предоставления доверенности учреждения, передавшего эти ценности на ответственное хранение. Такое требование установлено в п. 14 Инструкции о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденной приказом Минфина от 16.05.96 г.

№ 99. В случае отпуска ценностей частями на каждый частичный отпуск оформляют накладную (акт приема-передачи или другой аналогичный документ) с указанием на ней номера доверенности и даты ее выдачи. При этом один экземпляр накладной (или заменяющего ее документа) поставщик передает получателю ценностей, а второй — прилагает к доверенности, которая остается у него. Отметим, что этот экземпляр он использует для контроля за отпуском ценностей согласно доверенности, а также для проведения расчетов с получателем.

Напоследок еще один важный момент относительно договора хранения. Материальные ценности, переданные на хранение, остаются на балансе у поклажедателя, то есть бюджетного учреждения, которому они принадлежат.

Итак, при таких обстоятельствах учреждение должно определить, какой из приведенных вариантов ему больше подходит. Желаем успехов! Помітили помилку?

5 комментариев

  1. евтихия-
    Октябрь 5, 2016 at 5:51 дп

    Письмо с уведомлением через почту . Текст : «прошу забрать в течение месяца… Оставляю за собой право распорядиться по своему усмотрению». Через месяц можете выбрасывать

  2. Ева-
    Октябрь 6, 2016 at 6:41 дп

    застраховать и …

  3. Галима-
    Октябрь 7, 2016 at 6:23 дп

    Мне передай!!!:)

  4. Даниэла-
    Октябрь 8, 2016 at 6:03 дп

    Продай это барахло третьему лицу и дело с концом!

  5. митрофаний-
    Октябрь 9, 2016 at 6:20 дп

    давайте для начала так договор был?

  6. дионисия-
    Октябрь 10, 2016 at 7:03 дп

    Только через суд. Если вы являетесь ответственным лицом за хранение этого имущества, то выбросить вы его не можете, иначе прийдется платить за потерю (утрату) . Суд конечно тягомотина, но выхода другого нет. В конце концов, если ответчик не явится на суд, то с вас снимут ответственность за хранение. Сочуствую, это все тянется очень долго, может стоит самой в другое место свезти этот хлам?