Гос бюджет и его составнве цасти

Гос бюджет и его составнве цасти

Фундаментом любой финансовой системы является государственный бюджет. Он представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, который после его обязательного утверждения парламентом становится законом и поступает в распоряжение правительства на ближайший год (в течение которого действует данный бюджет). Все составные элементы различных организационных структур, включая бюджеты провинций и муниципалитетов, а также бюджеты разного рода фондов, отдельных государственных и полугосударственных корпораций и иных организаций.

Хотя они часто рассматриваются отдельно от государственного бюджета, тем не менее связаны с ним и образуют единую бюджетную систему государства. Структура и строение бюджетной системы во многом связаны с государственным устройством: в небольших унитарных государствах бюджетная система имеет двухзвенное построение — бюджет центрального правительства и бюджеты местных органов власти и самоуправления. Однако многие унитарные государства (например.

Франция, Великобритания, Италия и др.) с точки зрения территориально-административного управления, делятся на провинции — области, департаменты и пр.

и в этом случае их бюджетные системы имеют трехзвенное строение.

Классический вариант трехзвенного строения бюджетной системы связан с федеративным устройством государства (например, в США, ФРГ, Бразилии, Индии, России).

Каждая большая система в общей федерации (центральное правительство, правительства провинций и муниципалитеты) имеет свой бюджет. Через бюджетную систему реализуются три главные функции современного государства: накопительная (формы и методы поступления доходов в бюджет страны), распределительная и контрольная. Все эти функции важны и взаимны.

Чем более эффективной предстает накопительная функция, тем большими финансовыми возможностями обладают правительства в решении задач как технико-экономического развития страны, так и в области проведения социальной и культурной политики. И, разумеется, никакие бюджеты не могут сколько-нибудь эффективно решать государственные и общественные задачи, если не будет обеспечен контроль за расходованием бюджетных ресурсов.

Источниками каждого уровня поступлений в бюджет являются прежде всего налоги, включая налоги на добычу полезных ископаемых, часть которых остается в ведении провинций или местных органов власти. Другой источник — это целевые транши из федерального бюджета, выделяемые для осуществления тех или иных задач. В государствах с федеративным устройством распределение финансовых ресурсов бюджета между федеральным правительством и провинциальными и местными бюджетами примерно одинаковое — 50 на 50, но в целом ряде государств федеральные правительства осуществляют непрерывное сокращение доли распределения бюджетных ресурсов в свою пользу, что делает субъекты федерации более зависимыми от центрального правительства.

В то же время в унитарных государствах развивается обратная тенденция — провинциальные власти (области Италии, департаменты Франции, Финляндии и др.) получают более значительные финансовые ресурсы для развития своих территорий. Бюджет центрального правительства и бюджеты провинций и местных органов власти самым тесным образом взаимосвязаны, как было отмечено выше, и по источникам их формирования (налоги), и по направленности использования (развитие экономики, социально-культурные цели). Государственный бюджет страны — это совокупность бюджетов на всех уровнях государства, выражающих форму и массу движения располагаемых им денежных ресурсов в течение одного года (когда речь идет о годовом бюджете).

Бюджет — это сложный и многоплановый механизм деятельности государства, в который заложен определенный компромисс между разными социальными стратами и активными участниками политического процесса, за которыми находятся реальные интересы (общества в целом, трудящихся, крупных деловых кругов, мелкой и средней буржуазии, политико-бюрократической «верхушки» правящих режимов и т.д.). Доходы и расходы бюджета классифицируются по конкретным доходным и расходным статьям.

При этом расходных статей, как правило, больше доходных, хотя все правительства без исключения (через министерства финансов), все время пытаются найти новые источники доходов, используя для этого старые, как сам мир, источники — новые налоги на население. Ниже приведена примерная таблица государственного бюджета среднестатистического государства ЕС (табл. 4.5). Особенностью формирования государственных бюджетов европейских стран (как, впрочем, и других развитых стран) является то, что налоги создают в них до 90% всех бюджетных доходов (в России, например, менее половины всего бюджетного дохода), а таможенные пошлины и разного рода сборы играют несущественную роль.

Это свидетельство в целом довольно высокого уровня жизни населения, хотя в последние три года выявилась явная тенденция к его снижению в результате глобального кризиса и рецессии.

В расходных статьях бюджетов этих стран абсолютно преобладают затраты на социальные цели — 51% в среднем, хотя некоторые из них направляют в эту сферу более 65% всего бюджета (страны Скандинавии).

Следовательно, важны как налоговая политика (на какую часть общества падает наибольшее налоговое бремя — на крупных предпринимателей или трудящихся), так и распределение бюджетного дохода по статьям расходов — на цели финансирования образования, здравоохранения, помощь материнству и детству, ослабленным членам общества или на цели финансирования крупного предпринимательства. Поэтому именно налогообложение и социальная политика — это сферы высокого накала политической борьбы разных классов и сил, представленных в том числе и в парламентах.

В европейских странах существует довольно высокий порог налогообложения, действующий на основе дифференцированного подхода с точки зрения величины дохода (40—45%).

В 1960—1970-х гг. этот порог был существенно выше — лица с высоким доходом выплачивали до 70% своего дохода в форме различных налогов, что не препятствовало быстрому экономическому росту этих стран. Тогда более четко действовал принцип: «Богатый платит больше», размытый в последние три десятилетия под натиском неолиберально-монетарной идеологии, пришедшей на смену кейнсианским подходам в области регулирования.

В результате большая часть бюджета формируется за счет налоговых поступлений со стороны среднего класса, а на богатые слои, тесно связанные с деятельностью крупного промышленного и финансовобанковского предпринимательства, приходится от четверти до трети всех налоговых поступлений. Проблема государственных бюджетов европейских стран предельно обострилась в последние три года, когда дефициты стали приобретать характер, угрожающий стабильности финансовых систем. Это привело к стремительному росту долговых обязательств государств, которые в некоторых странах превысили годовые объемы ВВП.

Руководствуясь монетарными подходами в макроэкономической политике и сообразуясь с требованиями Европейской комиссии и МВФ, правительства пытаются преодолеть эти трудности за счет сокращения государственных расходов.

Одновременно оказывается помощь крупным банкам и корпорациям, что, по общему мнению, позволит ускорить экономический рост. На деле же получается обратный эффект — сокращение государственных расходов и режим экономии суживают спрос, стагнирует производство, что усиливает безработицу, а банки, получая крупные пакеты льготных кредитов, не торопятся осуществлять кредитные операции, опасаясь неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Значительное место в бюджетных расходах занимают расходы на вооружение, материальное обеспечение внешнеполитических связей и содержание аппарата управления.

Определенное место в расходных статьях бюджета приходится на расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, оказывают прямое воздействие на национальную конкурентоспособность продукции на мировых рынках. Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранного инвестирования в определенной мере стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, улучшают сальдо платежного баланса страны.

Comments are closed.