Органы осуществляющие бюджетный контроль

Органы, осуществляющие финансовый контроль, их функции и задачи

Органы, осуществляющие финансовый контроль, их функции и задачи Субъектами финансового контроля являются особые органы и организации, наделенные контрольными функциями. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов, финансовые службы предприятий, организаций, учреждений, ревизионные комиссии в общественных объединениях и кооперативах.

Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении государственного прогноза экономического и социального развития народного хозяйства, госбюджета, отчетов по его исполнению.

Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществляемых расходов.

Производится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в частности, через плановые и бюджетно-финансовые комиссии.

При законодательных органах создаются также Контрольные палаты. В РФ это Контрольносчетная палата.

В ее ведении находятся такие вопросы, как контроль за: источниками поступления бюджетных ресурсов, их экономным использованием, пресечение расточительства; эффективностью использования государственной собственности, работы государственных предприятий, разгосударствлением и приватизацией государственной собственности; использованием средств специальных фондов (пенсионного, занятости, социального страхования); источниками денежных доходов общественных организаций, включая различные партии, за использованием этих средств соответственно уставным целям. Финансовые органы, возглавляемые Министерством финансов РФ, контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этот вид финансового контроля называется бюджетным.

Бюджетный контроль способствует разработке оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающей максимальный прирост поступлений в госбюджет и развитие экономики. Кредитные учреждения проводят контроль при выдаче, проверке обеспеченности и взыскании ссуд.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансово-экономическими структурными подразделениями и ревизионными комиссиями организаций.

Как правило, на предприятиях и в организациях финансовый контроль выполняется главными (старшими) бухгалтерами, работниками финансовых отделов. Положение о статусе этих органов определяется внутренними нормативно-правовыми актами.

Органы внутреннего финансового контроля проводят анализ эффективности и целесообразности затрат, производимых организациями, оценку ее финансового состояния. Инспекции Федеральной налоговой службы РФ (ФНС РФ) — это органы оперативного финансового контроля. В настоящее время инспекции ФНС (налоговые органы) находятся в ведении Министерства финансов РФ и образуют вертикальную структуру, подчиненную руководителю Федеральной налоговой службы Российской Федерации, назначаемому на должность и освобождаемому от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ.

Тем самым инспекции ФНС РФ при осуществлении своих функций независимы от местных органов власти и управления, хотя и обеспечивают исполнение решений последних, изданных в пределах их компетенции. Основными задачами налоговых органов являются: обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и других обязательных платежей в бюджет; контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением платежей в бюджет, а также проверка достоверности этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов; осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства и законодательных актов о предпринимательской деятельности.

Свои контрольные функции налоговые органы осуществляют в отношении: предприятий всех организационно-правовых форм, любых учреждений и организаций, включая те из них, которые отличаются особым режимом работы, а также физических лиц. Во многих странах налоговые органы имеют в своем составе аппараты, использующие так называемые негласные (оперативные) методы получения информации о деятельности подконтрольных предприятий и граждан.

В нашей стране сейчас налоговые инспекции нередко прибегают к помощи сотрудников органов внутренних дел, специализирующихся в области борьбы с экономическими правонарушениями. Инспекции ФНС РФ имеют право: получать в организациях различных форм собственности необходимые документы и сведения, за исключением тех, которые составляют коммерческую тайну, определяемую законодательством; контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан; обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов; приостанавливать операции граждан и предприятий в случае непредставления документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов; применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными. Вместе с тем налоговые органы обязаны не разглашать сведения о размерах вкладов предприятий и граждан.

Граждане и предприятия могут подать в суд или арбитраж жалобы на действия государственных налоговых органов.

Налоговые органы не вправе принуждать предпринимателей к внесению платежей в государственные или муниципальные фонды, формируемые на добровольной основе. На практике распространены случаи, когда местные власти заставляют предприятия уплачивать определенные суммы по внебюджетным фондам, предназначенные для финансирования тех или иных территориальных программ.

Поэтому, если платеж не адресован государственному или муниципальному бюджету либо иному государственному фонду, а также носит недобровольный характер, подкрепляемый мерами юридической ответственности, его нельзя рассматривать как объект налогового контроля.

Следовательно, государственные налоговые органы наделены полномочиями, с одной стороны, по выявлению нарушений налогового и хозяйственного законодательства в деятельности предпринимателей, а с другой — по реагированию на выявленные нарушения. Основной формой установления отклонений от требований закона служит проверка, осуществляемая должностными лицами налоговой службы.

Полномочия налоговых органов прежде всего связывают с применением к виновным налогоплательщикам предусмотренных законом принудительных мер, к числу которых можно отнести следующие. Меры оперативно-финансового воздействия, которые направлены на пресечение и предотвращение наиболее грубых нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежей государству.

К этим мерам относят: приостановление операций юридических и физических лиц по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; взыскание в бюджет недоимок по налогам и остальным обязательным платежам государству. Финансовые санкции представляют собой принудительные меры по взысканию в доход государства с юридических и физических лиц, виновных в нарушении налогового законодательства, денежных штрафов и иных дополнительных сумм, определенных законом.

Основаниями применения финансовых санкций признаются: сокрытие или занижение прибыли (дохода), а также сокрытие иного объекта налогообложения; отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с нарушением установленного порядка; непредставление либо несвоевременное представление отчетных документов, требующихся для исчисления и уплаты обязательных платежей государству.

С виновных в указанных выше нарушениях налоговые инспекции взыскивают всю сумму сокрытой или заниженной прибыли (дохода) за время уклонения и штраф в размере той же суммы, а при повторном нарушении — штраф в двойном размере.

Полноценная системы налоговых органов, соответствующая условиям рыночной экономики и правового государства, находится в России на стадии становления.

В этот период особенно важно заложить прочный правовой фундамент взаимоотношений налоговых органов с предпринимателями, предполагающий строгое соблюдение законов каждой из сторон, обоюдное уважение и взаимную ответственность.

Развитие товарно-денежных отношений порождает разнообразие форм собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет направления дальнейшего развития и возникновение новых форм и средств финансового контроля.

Аудиторство — новая в нашей стране организационная форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе.

Аудиторские фирмы — это независимые организации, призванные способствовать повышению качества контроля, его объективности.

Comments are closed.