Понятия и классификация вещей правила их оборота шпора

Понятия и классификация вещей правила их оборота шпора

26. Понятие вещи и классификация вещей по римскому праву 1.

«Вещь — означает все то, что представляет собой некото­рое единство и имеет имущественную ценность»

(Д.50.16.1.23).

«Наименованием вещи охватываются как права, так и юридические отношения»

(Д.50.16.23). 2,

«Наиболее общим образом вещи делятся на две час­ти: одни являются вещами божественного права, другие человеческого»

(Д.1.8.1).

Вещи божественного права находились вне частного права. Существовало три вида таких вещей: священные, святые и религиозные. Эти вещи не могли входить в со­став чьего-либо имущества.

«Священные вещи — те, которые посвящены богам обществом»

(Д.1.8.6.3). К этому виду вещей относятся прежде всего храмы. При этом, даже после разрушения священного здания, земля, на которой оно находилось, оставалась священной.

Место делает религиозным любое лицо, если хоронит умершего на своей земле. К данному виду вещей относят­ся, кроме участков земли, также гробницы, домашние божки, изваяния предков и т.

п. Святым являлось то, что защищалось от противоправных действий людей.

«В собственном смысле мы называем святым то, что защищено санкцией (неприкосновенно); так законы являются святыми, так как защищены санкцией»

(Д.1.8.9), В число таких вещей входят, например, городские стены. Вещи человеческого права разделялись на публич­ные и частные. Публичные вещи не входили в состав чьего-либо имущества, а принадлежали некоей совокуп­ности граждан.

Публичными вещами являлись театры, стадионы; раб, принадлежавший общине; гавани, реки и пользование их берегами. Совокупность граждан, которой могли принадлежать публичные вещи, была политической (муниципия), а не частной (товарищество, корпорация). В соответствии с римским правом были также вещи общие для всех в силу их естественного права: воздух, текучая вода, море, его берега.

3. ‘Вещи частного права — это те, которые принад­лежат отдельным лицам» (Д.1.8.1). Главным делением вещей по римскому праву было различение телесных и нетелесных вещей. Нетелесные вещи — «те, которые не могут быть осязаемы; таковы те вещи, которые заключаются в праве (являются правом), такие как наследство, узуфрукт, обя­зательства, заключенные каким-либо образом’ (Д.1.8.1.1).

Телесные вещи —

» те, которые могут быть осязаемы, как-то: земля, раб, платье, золото, серебро, и, наконец, другие бесчисленные вещи»

(Гай Инст.2.13). Телесная вещь может быть простой (плуг), может состоять из от­дельных вещей, каждая из которых может, являться от­дельным объектом права (корабль), а может состоять из совокупности вещей (ожерелье). Все остальные классификационные основания подразделяются на: • движимые и недвижимые вещи; • делимые и неделимые; • потребляемые и непотребляемые; • манципируемые и неманципируемые; • вещи, находящиеся в обороте, и изъятые из оборота;.

Рекомендуем прочесть:  Споры между юрлицами

• главные вещи и их принадлежности; •вещи индивидуально-определенные и определяемые родовыми признаками; Недвижимые вещи — земельные участки и все то, что с ними неразрывно связано и не может быть отделено без су­щественного повреждения.

Сюда относятся здания, растения. Движимыми вещами могут быть любые вещи, не отне­сенные к числу недвижимых.

Среди них в римском праве вы­делялись вещи, осуществлявшие движение собственной силой.

К делимым вещам относятся те вещи, которые могут быть разделены без их уничтожения или существенного повреждения, приводящего к уменьшению ценности (зна­чимости в обороте), Неделимые вещи соответственно составляют целое, которое при разделении теряет все или большинство своих полезных свойств.

К потребляемым вещам относятся те, которые в процессе их использования исчезают.

Непотребляемые вещи могут длительное время участвовать в граждан­ском обороте, а их износ происходит постепенно, растя­гиваясь во времени. К манципируемым вещам относилось наиболее ценное имущество (земля, рабы, скот), и поэтому его отчуждение осуществлялось в усложненной форме — в виде манципации.

Манципация проходила в строго установленной форме с обязательным участием не менее пяти свидетелей Пропуск какого-либо слова (детали), отсутствие одного из свидетелей и т. д. являлись достаточным основанием для признания сделки недействительной, даже если она была уже исполнена.

1. Владение-это фактическое обладание вещью, со­единенное с волей лица самостоятельно обладать вещью для себя. Римское право признавало владением не любое фактическое обладание вещью и различало в связи с этим собственно владение и держание. Для наличия владения необходимы были два элемента: • фактическое обладание вещью;.

• воля, намерение владеть вещью как своей собственной. Фактическое обладание — это материальный признак владения.

Он состоял в том — что лицо физически держало вещь у себя или находилось на ней. Воля — субъективный элемент владения.

Воля как эле­мент владения могла быть как у собственника, у другого законного владельца, так и у недобросовестного владельца.

Отсутствие последнего элемента означало, что нет владения, а есть держание вещи. Держание чаще всего возникало на основе договора с собственником вещи (договор аренды, хранения и т.

д.). Юридическое значение различия между владением и держанием заключалось в том, что владельцы могли самостоятельно (от своего имени) защищаться от всяких незаконных посягательств на вещь, в то время как держатель вещи (например арендатор) вынужден был каждый раз обращаться за защитой к собственнику и сам подавать иск не мог. 2. В римском праве различаются: Законное владение означает, что лицо имеет право владеть вещью (например собственник).

Рекомендуем прочесть:  Кто может подать в суд

Незаконное владение означает, что лицо, владеющей, вещью, не имеет права ею владеть. Незаконное владение могло быть как добросовестным (владелец не знает и не должен был знать, что он не имеет права владеть вещью), так и недобросовестным (лицо знает или должно было знать, что незаконно вла­деет вещью, например похититель вещи), Добросовестное и недобросовестное владение влекли г разные юридические последствия (например, только добросовестный владелец мог приобрести право собственно­сти на вещь в силу приобретательной давности). Владение также различалось на цивильное, посредст­венное и преторское.

Цивильное владение — это владение в соответствии с цивильным правом.

Наиболее ярким примером такого владения является владение домовладыки для себя и от своего имени; подвластные владели от его имени. Посредственное владение имело место, когда вла­дельцем было одно лицо, а физически вещь находилась в обладании другого лица.

«Мы считаемся владеющими не только тогда, когда владеем сами, но и когда кто-нибудь находится во владе­нии от нашего имени, хотя бы он и не был подчинен на­шей власти, каковыми являются арендатор и жилец, а также через тех, у кого мы сложили или ссудили (вещи) или кому безвозмездно предоставили жилище, мы считаемся владеющими лично сами. так, что даже многие счи­тают владение удерживаемым одним намерением» (Гай Инст.4.153). Преторское владение — владение, которое призна­валось и защищалось претором до истечения срока вла­дел ь ческой давности.

Претор защищал владение, в котором присутствовали необходимых оба элемента против любого лица, пося­гающего на вещь независимо от оснований приобретения владельцем этой вещи. Исключение составляли случаи неправомерного недоб­росовестного владения.

Приведенные классификации выведены из содержания римского права современными учеными;. в Дигестах (Д.41.2.3.21) содержится отрывок, из которого можно за­ключить, что римские юристы подразделяли владение на виды по-другому: «Родов владения имеется столько, сколько оснований приобретения того, что не является нашим — например (когда мы владеем), в качестве поку­пателя, в качестве дарения, в качестве легата, в качестве приданого, в качестве наследства, в качестве возмещения вреда в отношении тех вещей, которые мы захватываем на земле или на море, или у врагов. В целом существует, скорее, один род владения, а число видов бесконечно».

Comments are closed.