Приватизация земли как способ приобретения права собственности

Приватизация земли как способ приобретения права собственности

Земельные участки, находящиеся в государственной и муни­ципальной собственности, переходят в частную, а также общую собственность граждан и юридических лиц в порядке приобре­тения прав на земельные участки, находящиеся в государствен­ной или муниципальной собственности, именуемой также при­ватизацией земель. Приватизация земель — сделка, в резуль­тате которой происходят отчуждение государственной или муни­ципальной собственности и ее передача в частную собственность граждан и юридических лиц. В результате приватизации меняется форма собственности — государственной или муниципальной на частную.

Объектами приватизации могут быть только те земельные участки, которые не изъяты из оборота в соответствии со ст.

27 ЗК, другими законами и подзаконными актами.

К примеру, из приватизации исключаются земли лесного и водного фондов. В общей сложности это — свыше 50% всех земель РФ.

Кроме того, не разрешается приватизация земель общего пользования в посе­лениях, земель особо охраняемых территорий, земель использова­ния и охраны недр, земель, зараженных опасными веществами и подверженных биогенному заражению, земельных участков, нахо­дящихся во временном пользовании. Изъяты из оборота земли, занятые войсками, объектами Вооруженных Сил РФ, Федеральной пограничной службой РФ, объектами атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также некоторые другие. Правительством РФ исключены из приватиза­ции земли, занятые некоторыми оборонными и иными государст­венными предприятиями.

Приватизация земель может зависеть от необходимости при­нятия специальных решений исполнительных органов. В частнос­ти, государственные и муниципальные земли предоставляются в частную (общую) собственность для ведения садоводства, огород­ничества и дачного хозяйства в соответствии с утвержденными схемами зонирования территорий.

Практикуется также привати­зация земель и расположенных на них объектов в соответствии с государственными программами приватизации государственного и муниципального имущества. К настоящему моменту сложилось несколько способов приоб­ретения прав на земельные участки, находящиеся в государствен­ной или муниципальной собственности.

В зависимости от условий приватизации и целевого использования приобретаемых земель­ных участков применяются следующие процедуры: приватизация земель в порядке реорганизации колхозов и сов­хозов; приобретение права собственности на земельные участки, предоставленные гражданам и организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого вла­дения; приобретение прав на земельные участки для строительства.

Приватизация может быть платной и бесплатной.

К примеру, приватизация земель в порядке реорганизации колхозов и совхо­зов осуществляется .Десплатно. Для строительства государствен­ные или муниципальные земли приобретаются только за плату.

В случае платной приватизации земельный участок продается по договорной либо нормативной цене земли. Нормативная цена земли определяется ежегодно органами исполнительной власти субъек­тов РФ по оценочным зонам, административным районам, поселе­ниям и их группам.

Местные органы самоуправления имеют право повышать или понижать установленную цену земли, но не более чем на 25%’. | Основу процедуры приватизации земель в порядке реоргани- ц зации колхозов и совхозов составляет признание за членами реор- а ганизуемых колхозов и совхозов права на приватизацию закреп­ленных за этими организациями земель.

В результате приватиза­ции земли делятся на земельные доли и распределяются между имеющими право на получение земельных долей членами коллек­тива. В настоящее время эта процедура потеряла практическую значимость, так как все колхозы и совхозы уже прошли реорга­низацию или перерегистрацию с закреплением земельных участ­ков на праве постоянного (бессрочного) пользования либо собствен­ности с выделением земельных долей членам коллективов.

Права на земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут быть приобретены только гражданами. Цели, для которых приобретаются земельные участки, включают индивидуальное садоводство, огородничество, подсобное хозяйст­во, фермерское хозяйство, животноводство, сенокошение и другие сельскохозяйственные цели.

Земли предоставляются из фонда перераспределения земель по заявлениям заинтересованных граждан, подаваемым в исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления. С учетом зонирования тер­ритории и после изготовления проекта границ земельного участка орган государственной власти (государственные земли) либо орган местного самоуправления (муниципальные земли) принимает ре­шение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно. Приобретение права собственности на земельные участки, предоставленные гражданам и организациям на праве постоян­ного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, осуществляется по заявлению таких граждан и органи­заций.

При этом для граждан и организаций условия приватизации различаются.

Граждане имеют право приобрести в собственность земельный участок, закрепленный за ними на праве постоянного пользования либо пожизненного наследуемого владения, по своему желанию в любое время однократно и бесплатно. Это означает, что только один земельный участок и один раз, считая с момента вступления в силу Земельного кодекса РФ, может быть приобретен гражданином в собственность бесплатно.

Организации, имеющие земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользова­ния, обязаны приобрести их в собственность либо оформить право аренды не позднее 1 января 2004 г.

Преимущественное право приватизации земель, занятых объ­ектами недвижимости — предприятиями, зданиями, сооруже­ниями (в том числе незавершенного строительства), принадлежит собственникам таких объектов недвижимости.

Граждане и юриди­ческие лица — собственники строений на землях несельскохозяй­ственного назначения приобретают права собственности на заня­тые этими объектами и необходимые для их использования зе­мельные участки только за плату. Не допускается приватизация земель, занятых федеральными казенными предприятиями, госу­дарственными и муниципальными учреждениями. Владельцы кон­доминиума приобретают земельный участок в общую долевую собственность.

Приватизация земельных участков осуществляется по заявлению заинтересованных лиц и оформляется договором купли-продажи. Приватизация земель осуществляется в сроки, предусмотренные ЗК. До этого земельный участок закрепляется за собственником здания в аренду (ст.

36 ЗК). Приватизация земель для строительства осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка.

Эти работы включают определение границ земельного участка, его разрешенного использования, кадастровый учет, определение раз­личных технических условий, организацию и проведение торгов либо прием и рассмотрение заявлений о предоставлении земель­ного участка без проведения торгов. Возможны два способа предоставления прав на земельные участки для строительства: без предварительного согласования мест размещения.объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Вместе с тем приобретение права частной собственности на государственные и муниципальные земли (приватизация) допускается лишь в порядке, предусмотрен­ном для предоставления земельных участков без предварительно­го согласования мест размещения объектов и исключительно на торгах. Таким образом, приобретение права частной собственности в этом случае всегда является платным. Торги организуются собственником земельного участка (РФ, субъектами РФ либо местными органами самоуправления) либо специализированной организацией на основании договора с собст­венником.

От имени РФ как собственника в сделках по привати­зации федеральных земель в качестве продавца участвует Фонд федерального имущества.

По результатам торгов продавец и вы­игравший торги покупатель заключают договор продажи недви­жимости, подлежащий государственной регистрации.

На основа­нии договора покупатель получает свидетельство о регистрации права частной собственности.

Земельный участок передается про­давцом покупателю по передаточному акту.

Земельные участки предоставляются в собственность граждан и организаций по письменному заявлению заинтересованных лиц в исполнительные органы государственной или муниципальной власти, соответственно уполномоченные предоставлять земельные участки, находящиеся в федеральной, субъектной или муници­пальной собственности.

Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть вынесено в двухнедельный срок. Если следовать букве закона (ст.

28 и 30 ЗК), то в течение двух недель должны быть сформирован земельный участок, орга- низованы и проведены торги, так как именно по результатам торгов собственник выносит решение о предоставлении земельного участка в собственность. Но возможно ли успеть выполнить такие сложные действия за такой короткий срок? Земельный кодекс предусматривает меры защиты прав граж­дан и организаций на приватизацию земель в этом случае.

В част­ности, не допускается отказ в предоставлении государственных и муниципальных земель в собственность, за исключением тех, ко­торые изъяты из оборота, запрещены для приватизации либо зарезервированы для государственных и муниципальных нужд.

Comments are closed.